Тетекин Вячеслав Николаевич,
кандидат исторических наук,
член редколлегии газеты "Советская Россия"
Многопартийность в России была
создана в конце 80-х - начале 90-х годов искусственно,
как проявление стремления части московских "интеллектуалов"
приобщиться к "западным ценностям". На том этапе
относительной экономической и политической однородности
общества появление новых партий являлось скорее отражением
личных амбицией многочисленных деятелей, спешивших оседлать
новые политические процессы.
Глубокое изменение после 1991 года социальной структуры
общества не сделало задачу партстроительства сколько-нибудь
легче. Ликвидация среднего класса советского времени и
"невозникновение" нового среднего класса, раздавленного
олигархами в зародыше, привело к резкой поляризации общества.
С одной стороны, 2-3 % сверхбогатых плюс 10-12% тех, кто
сохранил или поднял свой уровень жизни по сравнению с
советскими временами. С другой - 75-80% населения, фактически
ввергнутого в нищету.
Прослойка сверхбогачей пока еще не имеет выраженного классового
сознания и поэтому в политической партии особенно не нуждается.
Тем более, что доступ к рычагам государственной власти
эта прослойка получила одновременно с доступом к общенациональным
богатствам, захваченным в сговоре с верхушкой госбюрократии.
Поэтому сильной правой партии в России нет и пока не предвидится.
С другой стороны, огромная масса обиженных и обездоленных
создает питательную среду для роста левых партий. Именно
поэтому КПРФ при всей мощи антикоммунистической пропаганды
и ее собственной недостаточной эффективности является,
по сути дела, единственной реальной политической партией
в стране (с четкой идеологией и программой, с массовым
членством, с разветвленной структурой снизу доверху, с
общепризнанным лидером и системой партийной печати). В
этом смысле Россия по-прежнему живет в условиях однопартийной
системы.
Таким образом, схватка на политическом и, соответственно,
электоральном поле проходит между разноплановыми силами.
С одной стороны, реальная политическая партия (КПРФ),
с другой - сложная, неустоявшаяся административно-экономическая
система (некая рыхлая "правящая группировка"),
которая, решая задачи удержания власти, вынуждена создавать
внешний фасад в виде "правящей партии".
Совершенно ясно, что "правящая партия" может
выиграть выборы у реальной действующей и достаточно популярной
"настоящей партии" только за счет манипуляции
настроениями избирателей и искажением результатов выборов.
Чем силы, пришедшие к власти в ходе государственного переворота
августа-декабря 1991 года, с тех пор и занимаются.
Поначалу, по неопытности и по опасению, что "заграница"
их не поймет, правящая группировка опасалась слишком откровенно
манипулировать выборами. Поэтому стали возможными успехи
левых сил на парламентских выборах 1993 и 1995 гг. Однако
уже в декабре 1993 результаты референдума по проекту новой
конституции были откровенно подтасованы. В референдуме
явно участвовало меньше 50% избирателей. Но конституция
была объявлена принятой.
В то время основное значение для правящей группировки
имел пост президента. Поэтому результат президентских
выборов 1996 года (ныне это общепризнанно) был сфальсифицирован,
чтобы обеспечить сохранение власти за Ельциным. Однако
противодействие парламента (в котором почти половину мест
имели коммунисты и их союзники) ельцинским "реформам",
привело правящую группировку к выводу о необходимости
захвата контроля и над Госдумой.
Что и было сделано в ходе выборов 1999 года. Административное
и информационно-пропагандистское давление обеспечили появление
в Госдуме двух абсолютно искусственных, созданных прямо
перед выборами партий-фракций-фикций ("Единство"
и ОВР). После этого путем властного и денежного нажима
на депутатов-одномандатников было обеспечено возникновение
пропрезидентского большинства. Новая модель "управляемой
российской демократии" была создана. Оппозиция практически
лишилась возможности влиять на законотворческую деятельность,
а сам парламент добровольно превратился в придаток президентской
администрации.
Нечто вроде этого будут пытаться повторить в ходе парламентских
выборов 2003 года.
В этих условиях ни о каких честных и свободных выборах
говорить не приходится. Правящая группировка практически
открыто говорит о готовности использовать административный
ресурс для обеспечения выгодных для себя результатов выборов;
избиратели подвергаются мощному промыванию мозгов, в пропрезидентских
кандидатов и партии вкладываются огромные средства. Поэтому
ни о каком равенстве возможностей говорить не приходится.
Возможно, с учетом ухудшения социально-экономического
положения в стране, КПРФ получит несколько больше голосов
по партийным спискам. Однако с учетом административно-денежного
ресурса власти меньше кандидатов от лево-патриотических
сил пройдет по одномандатным округам. По-видимому в следующей
Госдуме сохранится примерно такая же расстановка сил,
что и в нынешней. Что это будет означать?
Это будет означать, что демократический механизм коррекции
социально-экономического курса (выработанный западными
демократиями за многие столетия и подтвердивший свою эффективность
на Западе), в России по-прежнему остаётся отключен (вернее,
он и не включался). На фоне неизбежного углубления кризиса
страны это будет означать, что вместо демократических
механизмов коррекции для спасения страны от неизбежной
катастрофы – впрочем, Россия уже находится в состоянии
катастрофы – придут в действие иные, самопроизвольные,
возможно и насильственные факторы.
То есть те, кто сейчас манипулирует выборами, искажая
реальные настроения общества, фактически занимаются активной
подготовкой революции в России.
Положение в России сейчас все больше напоминает положение
в конце 1916 - начале 1917 года. Февральская революция
1917 года внешне имела неожиданный, спонтанный характер.
Однако она была вызвана действиями тогдашней правящей
группировки, бездарность и пренебрежение которой интересами
народа может сравниться лишь с бездарностью и цинизмом
нынешней властной "элиты".
Можно ли еще вырулить на эволюционный путь, определяемый
честными и свободными парламентскими и президентскими
выборами? Можно, если выполнить простое условие - обеспечить
выравнивание политического игрового поля: отключение административного
рычага, контроль за денежными вливаниями в кандидатов
и партии, равный доступ к средствам массовой информации.
Нынешняя правящая группировка не захочет и (под давлением
собственной социальной опоры) не сможет пойти на эти условия.
Предстоящие парламентские и президентские выборы несомненно
будут подтасованы, доверие к демократическим институтам
у населения будет продолжать падать, начнет возрастать
потребность в "сильной руке", способной "навести
порядок". К "сильной руке" дело в обозримом
будущем, по-видимому, и придет.
И прямую ответственность за последствия будут нести те
"демокра-тические" силы, которые полностью дискредитировали
само понятие "демократия" в России.
23
июля 2003 г