ЦИПКР:
www.cipkr.ru
info@cipkr.ru

ПОЛИТЦЕНТР:
www.politcenter.ru
info@politcenter.ru
ТЕХПОДДЕРЖКА:
www.shkerin.ru
info@shkerin.ru

POLITCENTER.RU

Экспертно-аналитический проект
ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

10 июля 2003 - 17 августа 2003

Тезисы к дискуссии
Обсуждение
Выводы

 

Выборы: инструмент государственного управления или великая иллюзия?
Некоторые выводы по итогам дискуссии 10 июля 2003 - 17 августа 2003.

Вопросы к обсуждению:

  • А есть ли вообще в сегодняшней России многопартийность и политический плюрализм?
  • Можно ли называть выборами – в традиционном европейском, скажем, смысле, то электоральное действо, что раз в 4 года происходит в России и, в частности, снова состоится 7 декабря 2003 года?
  • Советская выборная практика и современная российская избирательная система – так ли уж первая уступает второй, и какая из них была на деле эффективнее, лучше отбирая управленческие силы?
  • Могут ли в сегодняшней России быть честные, т.е. отражающие действительные политические ориентации граждан, выборы?
  • Избирательная борьба – это только подготовка к голосованию?
  • Социальное действие в электоральном процессе в нынешней России: его роль, место, масштаб, эффективность.
  • Может ли оппозиция победить?
  • Так ли неодолимы административный ресурс и нажим СМИ партии власти?
  • Треугольник «президент-правительство-Дума» - какая его конфигурация представляется выгоднее всего для России?
  • Как можно было бы оптимизировать текущую избирательную систему?
  • Всё ли способны решить выборы?
  • Прогноз итогов выборов 7 декабря 2003 года.
  • Возможна ли сильная Россия при нынешнем варианте «представительной демократии»?

Некоторые выводы по итогам дискусии

Исторический опыт свидетельствует о том, что парламентская система не является оптимальной с точки зрения выработки государственных решений, и не случайно в годы войн правящие круги капиталистических стран отказывались от политического противоборства, объединяя соперников в коалиционные правительства (например, в годы Второй мировой войны в правительство Черчилля были введены лидеры лейбористской партии).

Выборы можно назвать инструментом государственного управления лишь с огромной натяжкой. Они ничем не управляют, они лишь создают предпосылки для смены управляющих, передела власти и собственности. А сам процесс управления и передела осуществляется уже совсем в другом месте и другими методами, зачастую – откровенно насильственными и криминальными.

Институт парламентаризма на рубеже 80-90-х годов получил более высокую легитимацию, чем все остальные государственные и общественно-политические учреждения. Итоги выборов в нынешней России показывают действительное соотношение сил, но в плане не политических ориентаций граждан, а умения партии власти и оппозиции реализовать имеющиеся у них ресурсные потенциалы: морально-политический, административный, информационный, организационный, финансовый.

То, что сегодня привычно называют партийно-политической системой, а также демократическими выборами – это, по их реальной сути, пока всего лишь «рамочные условия» для формирования нормальной парламентской демократии. Причем «рамки» эти (юридические, организационные, идейные) расплывчаты, частичны, хлипки. Но, что есть, то есть – другого партийного устройства и иной избирательной системы у России нет, и в ближайшее время не будет. Не остается ничего другого, как вживаться в нынешнюю ущербную общественно-политическую реальность и учиться использовать ее в своих интересах.

Глубокое изменение после 1991 года социальной структуры общества не сделало задачу партстроительства сколько-нибудь легче. Ликвидация среднего класса советского времени и "невозникновение" нового среднего класса, раздавленного олигархами в зародыше, привело к резкой поляризации общества. Прослойка сверхбогачей пока еще не имеет выраженного классового сознания, и поэтому в политической партии особенно не нуждается. Тем более, что доступ к рычагам государственной власти эта прослойка получила одновременно с доступом к общенациональным богатствам, захваченным в сговоре с верхушкой госбюрократии.

Поэтому, с одной стороны, сильной правой партии в России нет и пока не предвидится. А с другой - огромная масса обиженных и обездоленных создает питательную среду для роста левых партий. Именно поэтому КПРФ при всей мощи антикоммунистической пропаганды и ее собственной недостаточной эффективности является, по сути дела, единственной реальной политической партией в стране (с четкой идеологией и программой, массовым членством, с разветвленной структурой снизу доверху, общепризнанным лидером и системой партийной печати). Иными словами, Россия по-прежнему живет в условиях однопартийной системы.

По форме же в стране существует внешняя многопартийность, поскольку мы четко видим несколько политических субкультур: коммунистическая, радикально-либеральная (Союз правых сил), умеренно-либеральная («Яблоко»), национально-популистская (ЛДПР). Что же касается «Единой России», то ее принято называть «партией власти», определяя тем самым ее крайний конформизм, идейно-политическую стерильность и абсолютную зависимость от начальства. Это «партия-фтор»: к кому присоединяется, тем и становится.

Но было бы ошибкой полагать, что «Единая Россия» не выражает никакой субкультуры.

Олигархический строй – это антинациональный строй. Если он не в силах сразу сломать органы народного представительства – пусть даже столь хилые, как сегодняшняя Дума, то он сделает все, чтобы выхолостить их, лишить последних крох влияния, остатков авторитета – обюрократить до предела, превратить в придаток исполнительной власти, высмеять, опошлить. Нынешний общественный строй в России и демократия несовместимы.

Общее разочарование граждан, порожденное неэффективностью парламентской системой в России, может проявиться в небывало высокой доле тех избирателей, которые откажутся голосовать на выборах. По этой же причине не исключен рост числа тех, кто будет голосовать против всех или за мелкие партии.

В целом, если процесс «делания» депутата в условиях плюралистичной парламентской демократии можно назвать его социально-политическим «авансированием», то депутатская карьера при советском строе являлась, наоборот, «результирующей», т.е. подводящей своего рода итог всей его предыдущей деятельности, которая «конвертировалась» в депутатский мандат. Два типа формирования корпуса законодателей, две разные политико-электоральные культуры. Какая лучше, а какая хуже – волен решать всяк для себя. Каждая из них есть продукт своего времени и конкретного общественного устройства. Ясно же одно – обе они жизнеспособны при всех их изъянах, обе по-своему эффективны.

Несмотря на все попытки свести к минимуму бутафорские политические новообразования, число партий, имеющих право участвовать в политическом процессе по новому закону, уменьшилось лишь до полусотни. Уверен, что в будущей России будут реально существовать максимум четыре политических партии: «Единая Россия», представляющая интересы конгломерата чиновников и новых собственников (эдакий суньятсеновский Гоминдан); КПРФ в несколько ином, нежели сейчас, виде; «Яблоко» - как партия, выражающая интересы прозападных кругов российского общества и СПС, как партия, ненавидящая Россию в любой ее ипостаси и тем не менее неплохо живущая в ней и за ее счет. И все же вопрос о власти будут решать лишь две из них - «Единая Россия» и КПРФ.

Трудно сказать, как долго могут сохранить баланс между антисоветизмом и советскими формами лидеры "Единой России". Скорее всего, недолго. В то же время попытка играть роль единой партии народа в буржуазной парламентской системе, которая предполагает состязательность между различными правящими группировками, является в долговременной перспективе источником неразрешимых проблем для "Единой России".

На самом деле это партия «болота» или «партия статус-кво». Поэтому в российских выборах, при всех их фальсификациях и манипулировании, на самом деле происходит соревнование субкультур. И главным поприщем этой борьбы является это самое «болото». Именно его обитатели, не будучи обременены четким мировоззрением, составляют ту резервную армию голосов, из которой пытаются черпать все участники избирательной гонки. А поскольку «болотные обитатели» не слишком сильны по части логики и рацио, то их штурм ведется с помощью психологического воздействия. И здесь, по определению, сильнее тот, у кого в руках средства этого воздействия.

Массы учатся на собственном политическом опыте. Задача оппозиции – помочь всеми имеющимися у нее силами и средствами осознать этот опыт. И потому на первый план выходит проблема собственно оппозиционного информационного пространства, проблема оппозиционной контркультуры.

Речь идет, в первую очередь, о том, чтобы найти пути взаимодействия с наибольшим числом граждан в их конкретных делах и заботах: коммунисты должны стать нужными и полезными людям в их повседневной жизни. Тогда вся та социальная «вершина», на которую опирается в своей политической и избирательной деятельности партия власти, окажется если и не отрезанной, то существенным образом отодвинутой от гражданина в важнейшем для него сегодня деле – в вопросе выживания в нынешнем, крайне неустроенном обществе. Образно говоря, тот, кто поможет жильцам дома извести крыс в подвале и во дворе, будет к ней ближе, нежели законодатель в Москве, ратующий (пусть даже абсолютно искренне) за экологическую чистоту российских городов.

Возможно, с учетом ухудшения социально-экономического положения в стране КПРФ получит несколько больше голосов по партийным спискам. Однако с учетом административно-денежного ресурса власти меньше кандидатов от лево-патриотических сил пройдет по одномандатным округам. По-видимому, в следующей Госдуме сохранится примерно такая же расстановка сил, что и в нынешней. Что это будет означать? Это будет означать, что демократический механизм коррекции социально-экономического курса (выработанный западными демократиями за многие столетия и подтвердивший свою эффективность на Западе), в России по-прежнему останется отключенным (вернее, он и не включался).

Положение в России сейчас все больше напоминает ситуацию в конце 1916 - начале 1917 года. Февральская революция 1917 года внешне носила неожиданный, спонтанный характер. Однако она была вызвана действиями тогдашней правящей группировки, чьи бездарность и пренебрежение интересами народа могут сравниться лишь с бездарностью и цинизмом нынешней властной "элиты".

Мнения

Душенов К.Ю.
Емельянов Ю.В.
Петраков Ю.А.
Тетекин В.Н.
Хлебников Г.В.
Комоцкий Б.О.
Васильцов С.И.
Коломиец В.К.
Рашкин В.Ф.
Обухов С.П.