ЦИПКР:
www.cipkr.ru
info@cipkr.ru

ПОЛИТЦЕНТР:
www.politcenter.ru
info@politcenter.ru
ТЕХПОДДЕРЖКА:
www.shkerin.ru
info@shkerin.ru

POLITCENTER.RU

Экспертно-аналитический проект
ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

07 июня - 30 июня 2003 г.

Тезисы к дискуссии
Обсуждение
Выводы

 

Нужна ли России «прямая демократия»:
референдумы в политической жизни страны

Емельянов Юрий Васильевич,
кандидат исторических наук,
публицист, писатель, лауреат международной премии им.Шолохова

Исторический опыт проведения общенациональных референдумов в нашей стране недолог и ограничен периодом 1991-1993 годов. Эти референдумы, во-первых, стали важными вехами на пути разрушения советского строя, во-вторых, отличались противоречивостью в выборе избирателей, в-третьих, игнорированием властями волеизъявления электората.

С одной стороны, очевидно, что большинство избирателей в ходе всех проведенных референдумов стремилось к сохранению существующего порядка вещей. 17 марта 1991 года большинство проголосовало за сохранение СССР. В апреле 1993 года большинство из проголосовавших избирателей выразило желание, чтобы Ельцин оставался у власти, одобрило проводимую им политику, не пожелало досрочных выборов президента и досрочных выборов Верховного Совета.

С другой стороны, большинство избирателей поддерживало варианты, означавшие по сути вызов существовавшей политической системе (голосование в РСФСР за введение поста президента в 17 марта 1991 года; поддержка Ельцина и его политики, направленной на демонтаж советской экономической и социальной системы в апреле 1993 года, голосование за конституцию РФ 1993 года.)

Двусмысленность голосований была истолкована властями однозначно, а стремление населения к сохранению существовавших порядков проигнорировано. Власти использовали лишь те решения избирателей, которые работали на ликвидацию советского устройства.

Вопиющее игнорирование властями результата референдума 1991 года в значительной степени подорвали веру многих людей не только в основополагающие принципы общественного мнения, но и в инструмент прямой демократии. Крушение Союза сопровождалось ростом политической пассивности. Если в референдуме 1991 года участвовало 80% избирателей, то в апреле 1993 года таких было всего лишь 64,4%.

Также были проигнорированы и результаты апрельского референдума 1993 года. Избиратели высказались одновременно против перевыборов президента и Верховного Совета. Разгон Ельциным Верховного Совета 21 сентября 1993 года перечеркнул результаты этого волеизъявления.

Растущая пассивность избирателей способствовала повышению удельного веса тех, кто в ходе референдумов 1993 года, фактически выступал за демонтаж устоев советской экономической, социальной и политической системы (и надеясь при этом обрести новую стабильность). 40 миллионов – из 107 миллионов списочного состава избирателей, – выразивших в апреле 1993 года доверие Ельцину, составили среди активных избирателей большинство. В декабре 1993 года в референдуме по конституции приняло участие лишь 63% избирателей. В результате 33 миллиона россиян (из этих же 107 миллионов), одобривших Конституцию РФ, стали большинством среди политически активных граждан.

Не исключено, что и сейчас поведение избирателей и властей может быть таким же, как и 10-12 лет назад. Избиратели и сейчас могут повести себя противоречиво. Их стремление изменить положение к лучшему способно вступить в противоречие со страхом разрушить сложившийся ныне порядок вещей. Растущее неверие избирателей в действенность выборов и референдумов грозит снизить еще больше их активность. Не секрет, что руководители страны стремятся превратить антиправительственную оппозицию в пассивных избирателей. Для того, чтобы убедить оппозицию в бессмысленности участия в выборах, в проправительственной пропаганде часто звучит утверждение о том, что КПРФ однажды уже не воспользовалась информацией о своей победе на президентских выборах 1996 года. Наконец, как и 10-12 лет назад власти могут проигнорировать итоги референдума, если они не будут отвечать их целям.

И все же нынешние правители России не желают проведения каких-либо референдумов, боятся их. В общественное сознание постоянно внедряется представление о преодолении "ненормальных" условий общественной организации после 1991-93 гг. и установлении "нормального" "демократического" порядка. (В ответ на замечание Алферова, сделанное им в ходе телевизионной дискуссии о том, что Россия может стать великой страной, Ястржембский заявил: "Великой, но и при этом нормальной").

Все политические мероприятия правительства, его заявления, общественно-политические акции – например, юбилейные торжества– направлены на то, чтобы подтвердить "нормальность" нынешнего состояния страны или, по крайней мере, факт движения к "нормальной демократии". Совершенно очевидно, что референдум, на котором ставится под вопрос социальная и экономическая политика правительства, разрушает миф о "нормальности" существующего строя.

К тому же новое обращение к общенациональному референдуму будет невольно вызывать ассоциации с периодом 1991-93 гг. В нем могут увидеть возможность осуществить столь же радикальные перемены в нашей стране, как и те, что произошли 10-12 лет назад. Вынос на референдум наиболее насущных вопросов современной жизни заставит задуматься даже тех, для кого пересмотр нынешних порядков представляется немыслимым. Точно так же, как сама постановка вопроса о сохранении СССР в марте 1991 года, дала импульс для прежде немыслимых размышлений о возможности ликвидации Союза.

Поэтому при выборе вопросов, выносимых на референдум, необходимо ставить лишь те, которые затрагивают основы нынешней политики страны и коренные интересы подавляющего большинства российских граждан: национализация базовых отраслей, природной ренты, отмена реформы ЖКХ, гарантия прожиточного минимума, запрет на куплю-продажу сельхозугодий.


16 июня 2003

Мнения

Душенов К.Ю.
Хлебников Г.В.
Кашин В.Б.
Емельянов Ю.В.
Петраков Ю.А.
Тетекин В.Н.
Коломиец В.К.
Васильцов С.И.
Тарасов А.Н.
Рашкин В.Ф.
Зюганов Г.А.
Александров В.А.
Обухов С.П.
Комоцкий Б.О.